Частные школы Ташкента, ч.3

В плюсах частных школ – идеальное количество учеников в классах, неплохие зарплаты, великолепная еда, минимум бюрократии. Предыдущая часть: «Частные школы Ташкента, ч.2».

В минусах – везде есть свои странные, пусть и написанные учительской кровью, правила.

  • учителя частенько испытывают неловкость от того, что к ним относятся как к обслуживающему персоналу. Например, ученик может запросто заявить «мне не сдался ваш предмет, у меня уже есть шикарные перспективы на будущее«. Бывает-бывает. Да, в государственных школах тоже, но – реже;
Мажоры — зло. Не путать понятие «мажоры» с обычными детьми из богатых семей.
  • многие учителя, не выдерживая подобного отношения, увольняются. Не думайте, что люди держатся за частную школу, как за золотую жилу. Достоинство и честь не купишь за деньги, соответственно, текучка кадров там регулярная. Это бизнес, и это работа. Это нормально;
  • если установлено видеонаблюдение, а тем более – в кабинетах, то каждую минуту вы находитесь под наблюдением, это напрягает, но к этому можно привыкнуть.
  • не смейте болеть, в частных школах нет оплаты больничных листов;
  • не ошибайтесь: первая ошибка прощается, во второй раз с вами могут распрощаться.
  • довольно много учеников приходит с проблемами разного характера. Это могут быть дети с неврологическими или психическими расстройствами, отставанием в развитии или иного рода проблемами;
  • родители не хотят, что их ребенок учился в специализированном интернате или коррекционной школе. Домашнее обучение не даст нормальной адаптации и социализации в обществе. Поэтому те, у кого есть средства, выбирают частные школы. Не могу осуждать их за это: для особенных детей это и правда лучший вариант;
  • разумеется, это не массовое явление. Но представьте себе на минуту! В классе всего пятнадцать детей, но один из них в 12-13 лет читает по слогам или постоянно срывает уроки в силу своих психических особенностей.
  • а если родители сложного ребенка окажутся еще и спонсорами школы, то про какие-либо рычаги воздействия можно забыть в принципе;
  • в одной школе под страхом моментального увольнения запрещено принимать подарки от родителей, в остальных – это сугубо частное дело родителей;
  • в другой школе запрещено хвалить одного ребёнка. Если хвалить, то всех. Звучит смешно, но правило выработано увольнением учителя после такого события и очень странной реакции сразу двух мамочек;
  • в паре мест начальство очень не желает принимать на работу учителей возраста 50+: говорят, что они «закостенелые». Они, якобы, не смогут и не захотят менять свои взгляды на образование, а потому и не будут способны обучаться чему-то новому. Что ж, такое действительно бывает. По-моему, и в 25 лет, и в 30, и в 60.
  • В паре других мест ровно наоборот: стараются не брать педагогов моложе 30, а больше ценят учителей с большим стажем и учитывают категорию. Это отражается и на зарплате: учителям высшей категории предлагали ненамного, но всё же больше, чем с 1 и со 2.

Не стройте иллюзий относительно частных школ. Не все учредители ангелы. Вы, работники нужны им, пока они в вас нуждаются (что ж, это логично и честно). Если из государственной школы вас так просто уволить не смогут, то в частной, при большом желании, избавятся за 15 минут. Опоздал пару раз, повысил голос на ребёнка, поставил неудовлетворительную оценку особому ребёнку – можешь паковать вещи. Справедливости ради – хорошего учителя, стабильно приносящего прибыль (т.е. отрабатывающего на все 100%) увольнять вряд ли станут.

Fired corporate employee holding her belongings in a cardboard box, as her boss orders her out of the building. Isolated on white.

С другой стороны, очень и очень большую роль играет… «настроение» родительского коллектива, которое иногда бывает несправедливо истеричным. Одно дело, если ребёнка действительно оскорбили – родительская защита понятна и оправдана. Другое дело, если ему якобы несправедливо поставили плохую оценку.

Полностью «белые» зарплаты – это не просто красиво и честно, это ещё и хорошая защита от недобросовестных директоров, учредителей, даже бухгалтеров. На словах могут пообещать многое, а по факту – «сейчас денег нет, но вот в конце года – разумеется, всё выплатим». Да-да, конечно. «Серые» зарплаты, говорят, встречаются до сих пор. Подумайте: если учреждение обманывает государство (да ещё в такой период, когда частным школам выгодно работать честно!), то что им стоит обмануть рядового преподавателя?

Год назад про одну школу ходил слух, что администрация заставляла педагогов выходить в конце лета и делать уборку территории и мыть классы. К счастью, в частных школах это большая редкость – а в государственных встречается чаще.

Другая странная ситуация, и тоже по слухам. Собеседование пройдено, контракт с педагогом подписан, работа начинается с конца августа. Педагог, перед своим переходом, расспрашивал о школе у знакомых среди учителей этой школы. Рядовая ситуация: человек решил кардинально поменять карьеру, и работать там собирается не месяц-другой. А спустя несколько дней после подписания контракта и рукопожатия ему сообщили, что на работу его не берут. Мол, «директору не понравилось, что вы расспрашивали о школе. У нас так не принято».

Плохие – хорошие с точки зрения родителей

Бытует мнение, что если школа – частная, то она априори должна быть замечательной. Позвольте с этим не согласиться. Частные школы также, как и государственные имеют существенные отличия между собой, и дело не только в их направленности.

Почему многие родители не отдают своего ребёнка в школу по месту жительства, а везут чуть ли не через весь город в центральную школу, которая зарекомендовала себя как качественное образовательное учреждение? Они терпят всё: и вторую смену, и 45 учащихся в классе, и продолжительную дорогу, и большие сложности (иногда и расходы) с пристройством ребёнка не по микроучастку.

Частные школы тоже уже заработали себе репутацию. Есть некая иерархия «по престижности» и среди них.

Дисклеймер – это наше чисто субъективное мнение, которое основано исключительно на своих глубоко субъективных, личных критериях. Следующие абзацы писали три разных человека. Впрочем, «правдорубы», вне всяких сомнений, понимают, что нам за это заплатили, притом все шесть упомянутых школ сразу.

В список лучших школ Ташкента обязательно должна войти школа «Oxbridge». Это школа высокого международного уровня, с потрясающим зданием, оборудованная не просто проекторами, как, например, в школе «Artel Technical School», а фантастическими по возможностям интерактивными досками, помимо другой техники. Здесь и бассейн, и несколько стадионов с баскетбольными площадками, здесь продуманная программа питания детей (да-да, и учителей!), с многочисленными кружками и профессиональным педагогическим составом. Правда, качество диктует и цену. Обучение в этой школе стоит недёшево. Помните, что я писала про автомобиль «Малибу» в первой части? Классная машина, но доступна не для всех.

Школа «Вундеркинд». Если вы решите отдать туда ребёнка, то точно не пожалеете. Эта школа с человеческим лицом. И она продолжает расти, количество классов лишь увеличивается. Территория школы обустроена с особой любовью. И стадионы, и кабинеты, и холл, и столовая – всё дышит добротой и счастьем. Конечно и оборудование классов на высшем уровне. Как бы это пафосно не звучало, но в этой школе есть душа.

«New Tone School». Сингапурский метод обучения. Серьёзная подготовка к поступлению в вузы, шикарный английский.

Школа «Сухрие». Это фонтан праздников, внеклассных мероприятий, международных конкурсов, олимпиад, довольных родителей и счастливых учеников.

Artel Technical School: кажется, это идеальное место для тех, кто привык к государственным школам. Шестидневка! Летний лагерь, обязательные работы с отстающими. Там неплохое оснащение, и они будут быстро развиваться. Толковое руководство, удобное местоположение с прекрасной территорией, по слухам – приемлемая стоимость обучения.

И всё же, и все же…

Во время нашего эксперимента по трудоустройству у «частников», мы общались со многими учителями: кто работает сейчас или работал в прошлом. Некоторые ни за что не хотят возвращаться в государственную. Другие – напротив, не смогли адаптироваться в новых условиях и вернулся. Но я твёрдо убеждена в одном. Узнавать о новом месте работы важно и нужно, чтобы потом в середине года не остаться на улице без средств на существование. Чтобы не узнать потом, что ты должен в этой школе выполнять ещё то-то и то-то. Читайте внимательно контракт, не подписывайте его бездумно. Возьмите его домой для внимательного ознакомления. Вы в курсе, что вы имеете право поменять пункты контракта, которые вас не устраивают? А вы в курсе, что большинство работодателей готово изменить отдельные пункты контракта по просьбе учителя? Не стесняйтесь спрашивать об этом.

Посмотрите на объявления в группах ТГ. Частные школы точно так же страдают от нехватки педагогов, что и государственные. Вы цените себя? Любите? Тогда сделайте достойный выбор, чтобы и вас ценили. И не важно, на кого вы работаете – вы работаете для себя и для детей. Остальное – решаемые детали.

И совсем напоследок. Я задала вопрос очень уважаемой коллеге: «Пойдёшь работать в государственную школу?». Ответ: «Никогда!». Похожий вопрос был задан другой коллеге: «Вернёшься в частную школу?». Ответ: «Никогда!».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *