Что нового было на День учителя-2020

Прошло уже несколько недель после нашего с вами Дня учителя. Знаете, я очень удивлена тем, что никто в нашей группе не обратил внимания на выступление президента. А ведь там много не просто нового, а «программного», на долгие годы, и не только про образование. Есть и приятные бонусы. Если честно, я настолько была потрясена его речью, сидя в новом конгресс-холле, что даже пообещала себе выучить узбекский язык. А когда прочитала это выступление на русском, то пару вечеров мысли вертелись вокруг этого всего. Притом позитивные мысли!

Выступление на День учителя было, по-моему, гораздо более практичным и конструктивным, чем на День независимости.

Но я и правда в недоумении: всё лето мы здесь постили фейковые «новости», якобы законы и законопроекты от якобы «официальных групп». Мы с вами активно обсуждали всякие мелочи и переводили важные, но всё же не слишком значительные законы.

И мы каким-то образом пропускаем вот это фундаментальное, позитивное, многолетнее… С цифрами, с тем, что уже сделано, и что предстоит сделать.

Это как-то странно. Неужели это неинтересно или скучно?

Если кто ещё не читал, рекомендую: https://president.uz/ru/lists/view/3864

А пока на этот счёт родились такие мысли:

Представьте, читатель, что завтра вас вызывают к Главному, который говорит вам:

«Мы в правительстве увидели, что ты умный и ответственный человек и точно знаешь, как нам нужно поднимать образование. Поэтому мы посоветовались, и  я решил: назначим тебя министром образования!

Вот тебе карт-бланш на пять лет, вот тебе все полномочия даже на самые странные идеи, вот тебе 15% бюджета всей страны. Только учти, что любые твои проекты принесут первые плоды, может, лет через 10, а скорее – 20. И никто не будет знать, что это твоя заслуга, потому что к тому времени ты давно уже уйдёшь на пенсию.

Наоборот, тебя будут ругать за все твои ошибки и даже за удачные идеи. Завхоз схомячит компьютеры из школы – обвинять будут тебя. Прорабы «скушают» часть бюджета на постройку школ – обвинять будут тебя. Прибавишь 50% к учительской зарплате – инфляция съест 15% уже в первый год, и столько же во второй, а обвинять будут опять тебя. Авторские ошибки в учебниках – виновато министерство. Попался директор-взяточник – виноват, конечно, министр. Половина твоих подчинённых будет подхалимничать, другие – воровать, третьи – имитировать бурную деятельность. Родственники будут обвинять тебя за то, что важные посты ты отдал посторонним людей, а не кенаишке или второму сыну брата уважаемого соседа. И даже я – Тот, Который тебя назначил, буду постоянно критиковать.

Держи министерское кресло, хоть десять машин по выбору, вот тебе огромная зарплата. Иди покупай любой дом в столице – хотя зачем тебе дом? Ты там будешь иногда появляться только поспать.

Всё, иди к своим 500 тысячам учителей, иди к своим 6,5 миллионам учеников, иди к 12 миллионам родителей. Кстати, эти 20 миллионов будут заслуженно и незаслуженно ругать тебя минимум на трёх разных языках, и даже не вздумай хоть в одном слове ущемить любой из этих языков. Иди, поднимай образование».

Эта история приключилась с одним нашим соотечественником летом 2018 года.

А в конце сентября 2020 года в Международном конгресс-центре в Ташкенте прошло (https://president.uz/ru/lists/view/3859) торжественное собрание, посвященное Дню учителей и наставников. Главным там был президент Шавкат Мирзиёев. Мне, автору этой статьи, посчастливилось скромно присутствовать на мероприятии. И я очень, очень впечатлена тем, что там было. Хотя поначалу я думала, что будет формальное и скучное государственное мероприятие с коротенькой речью часа на 4 и до полуночи: кто знает, как это проходило раньше, тот помнит.

В этом году праздничное поздравление адресовалось в формате своеобразного послания к учителям, интеллигенции. Президент говорил об актуальных задачах по развитию образования и науки.

[Дисклеймер] Понимаю, что хвалить правительство выглядит лестью. Но мне нравится то, что делают с образованием. Не без ошибок, и постепенно. Но глупо ожидать всего и сразу. Это процесс десятилетий, начиная от строительства новых школ. [/дисклеймер]

Сотням человек в зале было слегка тяжеловато просто сидеть эти несколько часов. Но гораздо тяжелее было стоять и говорить одному человеку. А он говорил и говорил, притом не торжественные «бумажные» спичи, а по делу.

Вот вкратце из того, что понравилось. Совсем вкратце, так-то рекомендую почитать всё выступление президента. Курсив – его, жирным – моё.

«По нашей доброй традиции, почти 650 тысячам первоклассников вручены подарки Президента – учебные принадлежности в общей сложности на 72 миллиарда сумов. Также детям из семей, нуждающихся в материальной помощи и поддержке, потерявших кормильца, и детям с инвалидностью выделены комплекты зимней одежды, школьная форма и учебные принадлежности на 426 миллиардов сумов».

В этом году, как и все последние годы, «президентские подарки» приличного качества. Раньше было иначе: то отлично, то не очень, то отвратительно, то снова отлично.

«В то же время из-за сложившейся ситуации в центре нашего особого внимания находится вопрос защиты здоровья учащихся и педагогов. Для обеспечения школ необходимыми медицинскими и антисептическими средствами из Антикризисного фонда выделено около 17 миллиардов сумов».

Действительно выделяют, действительно покупают, не жалеют на это, но…
Лично была свидетелем справедливого возмущения родительницы первоклассника, а по совместительству – сотрудницы МинФина. Женщина кричала: «мы с коллегами ночей не спали, считали и закупали все эти антисептики, где они?!..» Моментально пришла проверка. Было странно и смешно видеть заполненные закрома подвалов и одного завхоза, который искренне считает, что «в хозяйстве всё пригодится, зачем же тратить сразу». Нет, он не вор, он просто экономный человек, и это тоже плохо. Но – государство действительно выделяет, закупает и делает.

«Как известно, в этом году почти 1,5 миллиона абитуриентов подали документы на поступление в вузы, что на 40 процентов больше прошлогоднего показателя. В сегодняшних сложных условиях нам удалось успешно провести тестирование на открытых стадионах при жестком соблюдении требований эпидемиологической безопасности».

Это выглядело странно, но это сработало. Я не знаю, какими другими способами могли бы тестировать абитуру.

Вы хорошо знаете о том, что в этом направлении приняты десятки указов, постановлений и программ. Новые горизонты в развитии сферы, несомненно, открывает недавно принятый Закон «Об образовании». Согласно закону внедряются формы дистанционного, инклюзивного образования, учебные заведения страны смогут совместно с зарубежными образовательными учреждениями открывать факультеты и учебные центры. Учителям предоставлены право на внедрение авторских программ и методов обучения, свободный выбор современных педагогических форм и методов образования и воспитания.

Это есть и работает.

«Наш народ всегда с большим почтением и уважением относился к учителям и наставникам. Есть глубокий смысл в пословице «Учитель – как родной отец». Настало время утвердить эту истину не только на бумаге, но и на практике, повысить авторитет учителей и наставников. Вы, конечно, хорошо понимаете, почему я об этом говорю.

Не стоит скрывать, что на протяжении многих лет труду учителя не уделялось достаточно внимания. В результате работники сферы превратились в самый незащищенный слой общества. Основные задачи учителей оставались в стороне, широко распространилась практика привлечения их к работе, далекой от профессиональной деятельности. Говоря откровенно, у учителей, стало очень много «начальников». Все это негативно сказалось не только на качестве образования, но и на отношении самих работников сферы к своей профессии. Известно, как много опытных учителей, не стерпев унижения, были вынуждены бросить любимое дело.

За последние четыре года ежемесячная заработная плата учителей школ была увеличена в полтора раза. Растет число учителей и наставников, представляемых к государственным наградам. Резко сократилась также излишняя бумажная отчетность.

Подумайте сами, разве мы могли представить себе такие преобразования всего четыре года назад?

Благодаря вниманию, уделяемому в обществе педагогам и наставникам, в школы вернулись почти 15 тысяч учителей-мужчин. Вместе с тем следует отметить, что мы еще не достигли намеченных результатов. В настоящее время около 70 процентов учителей в системе народного образования – женщины».

Да он ведь практически открытым текстом сказал, что почтение-уважение-авторитет учителей выражается, прежде всего, в их денежном положении! Это очень откровенно и смело.

«Увеличена в полтора раза» – да, точно! Он прав, и он считает в реальном исчислении, без «ура-ура-300%». В сумах-то зарплата выросла далеко побольше, чем в 1,5 раза, а реальная – именно в полтора. Откуда у меня такая арифметика? Я говорю за себя и за 2-3 близких коллег, и считаю в пересчёте на доллары, за 3 года.

«…с 1 октября 2020 года в полтора раза увеличится размер надбавки 242 тысячам классных руководителей. На эти цели ежегодно будут направляться дополнительные средства в объеме более 400 миллиардов сумов».

Это не много, поверьте опытному классруку. Но ещё больше поверьте, что это… НЕ ТАК УЖ МАЛО. Это добротная прибавка к мизерной оплате за тяжёлый труд.

«Следует полностью пересмотреть критерии выплаты надбавок учителям, их стимулирования. Действительно, на практике данный вопрос остается очень сложным и требует излишней бумажной волокиты. Думаю, целесообразно пересмотреть и отменить большинство устаревших подзаконных актов в сфере».

И это правильно.

«Необходимо твердо закрепить, что права учителей защищены государством, незаконное вмешательство в их профессиональную деятельность, привлечение к иным работам может стать основанием для привлечения к ответственности».

Это уже частично сделано. Я давно не слышала о реальных принуждениях к хлопку и прочим повинностям. Зато регулярно слышу о справедливых наказаниях руководителей низшего звена, которые до сих пор пытаются выгнать на субботники «крепостных» учителей.

«Должность директора школы на конкурсной основе сможет занять только тот кандидат, который будет иметь самую лучшую программу развития этого учебного заведения на ближайшие 5 лет».

Возможно, это намёк о такой потрясающе работающей практике, как ротация директоров школ. Помните, как ещё в начале 2000-х было строжайше запрещено, чтобы руководители районных налоговых занимали своё место более 3 или 5 лет? Ротация – великий принцип.

«К сожалению, в настоящее время в сфере не ощущается роль заведующих районными и городскими отделами народного образования, их полномочия в основном ограничиваются контролем за хозяйственной деятельностью и применением мер взыскания. А работа, непосредственно связанная с качеством образования, отошла на второй план».

По-моему, работников районо ненавидят все: учителя, директора, ученики… И президент.

«В целях облегчения труда учителей и его рационализации в будущем году мы завершим работу по цифровизации образования и начнем внедрять такие системы, как «Онлайн-школа», «Цифровая безопасная школа», «Электронный учебник», «Электронный дневник». К концу 2020 года уровень подключения школ к широкополосному интернету будет доведен до 70 процентов, а в дальнейшем все 100 процентов школ будут иметь доступ к глобальной сети. На это будут выделены средства из Государственного бюджета».

Очень сложный и глубокий вопрос. И деньги выделят, и к интернету подключат, и оборудование поставят. Но знаете – вопрос не в деньгах и не в технике. Каждую подключённую школу должен обслуживать минимум один айтишник достаточно высокого уровня. Системный администратор, «эникейщик», «компьютерщик». Именно высокого уровня. Иначе при первых же технических проблемах, даже самых мелких, все закупленные роутеры и репитеры превратятся в холодные железки.

«…Министерству народного образования, Государственной инспекции по контролю за качеством образования начиная со следующего учебного года надо внедрить в практику подобный отбор и направление выпускников 4-х классов на обучение по целевым предметам».

Просто супер! Наконец-то специализированные классы не для 1-2-классников, а хотя бы начиная с 5 классов, где уже хотя бы что-то вырисовывается.

«…система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров не отвечает современным требованиям».

Очень откровенно и правдиво про ГИИУУ. Гнилое болото в нынешнем виде, несмотря на нескольких прекрасных преподавателей и руководителей этой организации.

«При Министерстве народного образования действует Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени Абдуллы Авлони. К большому сожалению, он не оправдывает присвоенного ему высокого имени. Мы вынуждены признать, что важные идеи, выдвинутые и успешно реализованные великим просветителем, вопросы разработки современных образовательных методик не находят практического воплощения в деятельности института»

Спасибо! Это правда!

Продолжение следует… возможно. Если это кому-нибудь вообще нужно.

Комментарии 1

  • Спасибо за подробную информацию с пояснениями, в школе «заставляют» конспектировать его речь в тетрадь самообразования, но оно на узбекском языке.
    Спасибо большое

Добавить комментарий для Мадина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *