Можно ли научить первоклашек синусам? Абсурдный вопрос. Хорошо, а как насчёт стереометрии для четвероклашек? Стереометрия, напомню, это геометрия в трёхмерном пространстве: конусы-цилиндры-параллелограммы, их развёртки и прочая программа 9-11 классов. Встречайте, теперь это и в 4 классе! А также поприветствуем дроби в третьем классе, и сложение-вычитание-умножение любых дробей уже в четвёртом.
Я учительствую в началке. Научить-то детей возможно, но это глупо и даже преступно. Есть неплохо работающая программа начальных классов. С постепенными изменениями и эволюцией, она действует уже лет 40. Именно благодаря ей мы-взрослые с лёгкостью читаем, пишем и считаем – решаем повседневные бытовые и жизненные задачи. Делаем это автоматически: тем навыкам нас научили ещё в начальной школе, а потом годами старших классов закрепляли эти фундаментальные знания буквально на уровень рефлексов: таблицу умножения, базовые правила языка, сложения-вычитания и т.п.
Программа начальных классов у нас в Узбекистане, без преувеличения, среди лучших в мире. Наши младшие школьники весьма сильны, и мне есть, с кем сравнивать на примерах моих учеников-иностранцев из 5-6 стран мира. Главное, что даже глубоко взрослые люди превосходно владеют такой фундаменталкой, на уровне рефлексов, не задумываясь. Да, времена меняются – тут добавить, там подправить, здесь отреформировать – это нормальный и позитивный процесс в образовании.
Но эту отлично работающую программу сейчас не реформируют, а разрушают. Не считайте меня параноиком, но, по-моему, это диверсия против детей, против национальной безопасности и даже развития страны. Третьи-четвертые классы «заточены» и на ежедневное получение новых базовых (!) знаний, и на постоянное повторение той же таблицы умножения и арифметических правил. Нет там ни времени, ни места для получения сложнейших знаний старших классов вместо «базы». Синусы или электричество неуместны в началке, это аксиома. Точно так же неуместны стереометрия и сложные действия с дробями. Рано это для детей, слишком рано. Не запомнят они это надолго, без применения, повторения и закрепления (а откуда им взяться?). Вместе с постепенным узнаванием нового материала необходимо повторение и закрепление, а ещё – иногда с игровой формой уроков. Игры, кстати, решают сразу столько задач! Это и модные нынче софт-скиллс, и тим-билдинг, и невероятно продуктивное закрепление, и даже добрая память из детства на всю жизнь. Но на это времени теперь не будет.
Те же пространственные фигуры мы всегда изучали в младших классах: кубы, шары и т.п., но на уровне лёгкого ознакомления, прикосновения к будущим знаниям в старшей школе. А теперь нам предлагают не знакомство, а аж целую развёртку пирамид, призм, конусов и цилиндров – взгляните на скриншот. Кстати, что такое «прямоугольный кубоид» в уроке 138? Вот и я не знала, хотя горжусь своим знанием геометрии. Загуглив, прочла, что это, оказывается, старый-добрый параллелепипед. Но с этим термином («кубоид») дети не встретятся ни в старших классах, ни в институте. Так зачем это?
***
Вспоминается давняя история из начала двухтысячных. Один «Катта Раис» задумал сделать доброе дело своему отцу, выпустив его учебник по математике для началки. Катта-раисовский папа, старенький уже профессор математических наук из вуза, написал какую-то такую книжку. Собрали нас – учителей, методистов и районошников на совещание по вопросу этого «учебника», с приказом «чтобы все вы одобряли, улыбайтесь и кивайте». Рукопись была написана языком не для детей, а для взрослых студентов: с кучей фигурных скобок и чуть ли не сигм с интегралами. Наверное, математически всё было верно, но ТАК не преподают детям, поверьте.
Повезло в тот раз. Председатель, ещё более крутой чиновник, просмотрев ту рукопись, сказал при всех: «Ты ЭТО хочешь для детей?! Джиннимисан? Иди отсюда». Понимаете, хороший учебник – это когда взрослый пишет для детей, а не для взрослых, будь он хоть трижды доцентом. Такие истории, с написанием бездарных учебников, регулярно происходили и позже. Это объяснимо людским тщеславием и глупостью. Но теперь, когда рушат всю государственную образовательную программу по математике, это уже не глупость, это преступление, целая диверсия.
***
А, ещё! Отдельные лучи ненависти всем причастным за то, что эти учебники недоступны ни в физической форме, ни в электронной. По слухам, дело в тонкостях авторских прав… Так вот – горите в копирастерском аду. Время от времени авторы выкладывают учебник в своей ТГ-группе по 1-2 темы. Эти темы приходится собирать вручную, чтобы получилось хоть какое-то подобие электронного учебника. Вот так – страничка оттуда, страничка отсюда, копировать-вставить, через неделю повторить.
Стандартные школьные учебники ДОЛЖНЫ быть в наличии. Пусть даже за деньги (хотя это тоже нездорово), но они должны быть у учителей, тем более – у детей. Вторая четверть начинается через неделю, а на первые уроки я приду неподготовленной просто потому, что учебника на II четверть у нас-учителей нет (да, эти учебники теперь по четвертям). И у детей нет, кстати. И скачать невозможно.
Пособие для учителей по учебнику (pdf-документ «Календарно-тематическое планирование») доступен, но зачем-то защищён от копирования текста, снятия скриншотов и т.п. Благо, решается это сочетанием клавиш Shift+Win+S (попробуйте: совершенно волшебный лайфхак!). Но в таких штуках понимает не так много учителей. Так зачем вы это делаете, во имя чего усложняете жизнь? Синдром вахтёра, так это называется.
Кстати. Прочитайте третье слово в «календарно-тематическом планировании». Авторы, что вам непонятно в слове «планирование»? Мои 8-летние ученики уже умеют планировать, ведя дневник и зная расписание на несколько недель вперёд. Как вообще возможно планирование, когда КТП выдаётся порционно, по разу за четверть, да и то после долгих просьб и поисков? Учителя обязаны планировать занятия на целый год, так положено по методике – на год. Это и называется планированием. Для чего это мелкое жлобство с выдачей КТП по долькам?
***
Я не страдаю лишним консерватизмом. Многие реформы в образовании мне по душе. Некоторые новые учебники за последние годы неплохи, несколько из них я даже рецензировала. Английский язык для первоклашек – супер. Новый предмет «Наука» — норм. Но вот ТАК математику в началке преподавать категорически нельзя. Это царица наук, помните? Убивая её, вы убиваете будущее наших детей.