Карго-культ: было такое верование в Океанях-Меланезях. Местные племена времён Второй Мировой наблюдали за военными базами и видели, как «небесные птицы» кидают с неба всевозможные ништяки: еду, одежду, оружие, гуманитарку. Война кончилась, базы опустели, а ништяков хочется. А значит что? Значит, крафтим шлемы из соломы, дружно строим самолёты из навоза и пальм, вызываем дУхов криками в деревянные шлемофоны – и будет замечательно!
Вернёмся в Узбекистан и к школьному образованию. Добро пожаловать в спецолимпиаду «кто скопирует очередную зарубежную систему образования». Проводится МНОшниками раз в 3-4 года. Но копирование без понимания сути вырождается в такую вот смешную карго-культовскую пародию. Сейчас выражение «культ карго» используется, когда чиновнички и менеджеры тупо копируют внешние признаки без понимания сущности успешного процесса.
Происходит это примерно так:
«Где там хорошее школьное образование? О, в Финляндии, или в Сингапуре! А что там? Кросс-предметная программа, всякие LUMA/PISA, всевозможные стобалльные (десяти-) рейтинговые системы, учебники широкого формата печати. Надо скопировать в реалии Узбекистана,
и будет ништяк! А когда через 3-4 года вновь поменяется министр, или даже Сам Уважаемый Завгороно, то скопируем деревянные самолётики и наушники у другой успешной страны».
Увы, слепое копирование не пройдет.
Любой успешный успех других стран в образовании основывается на действительно замечательных показателях: например, малое количество учеников в классе, отсутствие у учителей побочной деятельности (секретарской работы, или сбора металлолома, скажем). Чем ещё потрясает финский опыт, так это количеством учеников: в 1/3 школ этой страны менее сотни учеников, всего 4% школ – на 500+ человек. меньше чем на 50 учеников; всего 4% — это школы на 500 и более. Да и всего в этой стране проживает 5,6 млн человек, в отличие от 36+ млн в Узбекистане. Нерелевантна эта занимательная статистика для Узбекистана, просто неприменима.
Зато применима другая: количество детей в классах. У нас доходило до 45 учеников. В лучшие недавние годы (примерно 2018-2021) в первые классы принимали по 35-36, что было глотком свежего воздуха! Но теперь 2024-2025, и контроль за этим количеством снова кончился, и школьная администрация тих-тихо снова вернулась к набору сначала по 36-37, потом по 38-40 учеников, и всё больше. Жадности нет предела, они бы и по 100 детей пихали, но, по счастью, есть чисто физическое ограничения в 22 парты на кабинет, а его обходить админы пока не научились. Вот так ультраполезная реформа по более-менее приемлемому количеству учеников в классах снова откатывается взад.
Что насчёт количества детей в других странах? Финляндия – 17,9 человек, Австралия: 24,7, Португалия – 22,6, ОАЭ – 25,1. Вот подробная таблица. Не 40, заметьте, и редко где больше 35 – предельного количества для сколь-нибудь качественного урока. Надо ли объяснять, как это важно? Где будет более качественный урок: для 15-20 детей, или для 40+? Это с перекличкой, домашкой, опросами, объяснениями нового, повторениями и т.д. В каком классе вы бы сами хотели учиться? А учить? 😊
В Узбекистане очень неплохая образовательная система как таковая. Программы, более-менее общие для пост-советских стран. Достаточно мощные учителя. Культура уважения учителей от детей и родителей: всё-таки матерная брань и рукоприкладство у нас пока ещё редкость, к счастью – во многих странах с этим значительно хуже, и это огромный плюс Узбекистана. Школьные здания после капитальных ремонтов последних лет становятся, как ни удивительно, очень хорошими. Зарплаты учителей – да, они невысокие, но это уже не позорные 100-150 долларов, обычные для уровня 2000-2016 годов.
В очередной раз похвалю великолепную тенденцию к отмене всех этих металлоломов, подписок, еженедельных субботников, к снижению бюрократии и бесполезных коррумпированных проверяльщиков. Нда, эта шикарная тенденция к 2024 году снова начала склоняться к возврату в прошлое.
Ещё похвалю тенденцию правительства Узбекистана к строительству новых школ. Это только начинается, но после десятилетий застоя прогресс виден. Этого мало, но хоть что-то. Учителя наши умеют учить, серьёзно. Им бы учеников поменьше, хотя бы до 32-35 (но СТРОГО до, а не как обычно «позвонили из районо, надо этого и того ребёночка ещё принять, за них уважаемые люди просили»).
Итогом:
нет никакого практического смысла в слепом копировании успешных систем. 4-5 лет в одно направление, потом в другую сторону, послезавтра в третью… Не-а, это карго-культ. Сработает разумное развитие нашей отечественной неплохой системы. Например, приведение её к реально значимым показателям – количеству детей в классах. И опять же, многое ведь у нас делается: капремонты школ, строительство новых, развитие «частников», удаление непрофильной нагрузки от педагогов, уменьшение проверок и проверяльщиков.
Сделайте классы поменьше! А детей учить мы умеем.