Министр и его команда: что сделано за 3 месяца

Статья была написана в октябре 2018 года, когда только-только был назначен новый министр народного образования Шерзод Шерматов. Кстати, прошло почти два года, и мои мысли, в целом, оправдываются. У него, к счастью, получается!

Модный тренд: негативничать про любое начинание.

  • 7% июльской прибавки к МРОТ? » – Ох, как мало»!
  • Строят метро? » – Ох, лучше бы оставили трамваи».
  • Введён безвизовый режим? » – Ой, мы всё равно в эту страну не ездим!».

Знакомо?

Критиковать можно и нужно. Более того, в кои-то веки приветствуется критика с конструктивными предложениями. Но тотальное нытьё «стало только хуже» просто достало, особенно в среде интеллигенции – учителей. Предлагаю рассмотреть результаты новой команды Министерства народного образования через призму объективности.

Шерзод Шерматов получил должность министра в середине лета. Вместе с ним пришла команда молодых и очень энергичных руководителей. Кстати, впервые в жизни я, рядовой преподаватель с идеями и активной позицией, регулярно и напрямую общаюсь с заместителями министра и другими высшими чиновниками. И даже лучше: они ищут идеи, они слушают внимательно и с уважением, они спрашивают мнение – и видно, что конструктивный подход им жизненно важен. Наконец, когда рядовой учитель имел возможность на равных спорить с замминистра? С лета 2018 года — это реальность. А ведь полгода назад руководители МНО были страшно далеки от народа.

Какая работа была проделана министерством и правительством?

Повышение зарплат

Самая злободневная тема. И хотя первые прибавки только начали поступать, но в учительских группах преобладает негативное мнение: от «ничего не изменилось», до «доход снизился». Но прогресс приличный, и выражается он конкретными числами. Посчитаем?

  • 15 июля: 7% МРОТ. Как и обещало правительство, индексация будет происходить раз в полгода, в зависимости от темпов инфляции.
  • 1 сентября: касается лишь учителей. Для «началки» это 10%; для старших классов – 24%.
  • 1 ноября: 10% МРОТ.
  • 1 января 2019: прибавка только учителям. Зарплата для высшей категории вырастет на 25%; первой — на 20%; второй — 15%; специалистов — на 10%. Предусмотрены также повышения за проверку тетрадей – хотя ничего глобального там не ожидается, но можно смело рассчитывать на +1-2% общего дохода.
  • 1 января 2019: «плоская» ставка налога на доходы физических лиц – 12%. Для учителей это можно рассматривать как рост дохода на 2-3%.
  • В начале 2019 года следует ожидать очередное «антиинфляционное» повышение МРОТ на 5-7%.

Наконец, 13 октября Президент поручил пересмотреть тарифные коэффициенты. По 1 разряду повышение составит 15%; по 2 разряду 10%; по третьему – 5%.

Итого:

  • для преподавателя «началки» I категории: x*1,07*1,10*1,10*1,20*1,02*1,03*1,07 = 74,5% от зарплаты на начало июля 2018 года.
  • для учителя старших классов высшей категории: x*1,07*1,24*1,10*1,25*1,02*1,03*1,07 = 96,8%.
  • для учителя категории «специалист», только-только пришедшего в начальную школу: x*1,07*1,10*1,10*1,10*1,02*1,03*1,07=58,5%.

Для одних эта ставка окажется выше, для других – ниже. Главное – это уже ощутимая сумма.

Называть увеличение зарплаты на 75% «ничем» – это даже как-то некрасиво. И не покидает ощущение, что это только начало, а дальше последуют дифференцированные прибавки в зависимости от стажа, результатов, нагрузки, количества учеников и т.д. К примеру, обычная ситуация, когда при двух классных руководствах оплата идёт лишь за одно, должна измениться в лучшую сторону.

Борьба с бюрократией и ненужными отчётами

Здесь позитив переплетён с негативом. В середине августа был издан замечательный приказ совместно с министерством труда (зарегистрирован в МинЮсте за № 3058 от 20.08.2018). В частности, там сказано:

«Установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны вести школьные педагоги:

1) школьный журнал;

2) годовой календарно-тематический план;

3) ежедневный поурочный конспект»

Также: «СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО требовать от педагогов отчеты и дополнительные сведения по другим нагрузкам, кроме организации уроков и кружков, а также ведения школьного журнала».

Приказ замечательный, своевременный и радикально снижает ненужную бюрократическую нагрузку. Проблема в другом: в одних школах и районо этот приказ принимают буквально, и больше не требуют заполнения «отчётов о протоколах». Но это редкость.

В других (а их большинство) наблюдается явный саботаж и неприятие нововведения. Лично слышала, как чиновница Мирабадского районо открыто объявила о порядке составления отчётности: «Будем делать всё по-старому. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ!».

Позвольте также процитировать коллег:

  • «Вчера на августовской конференции зам. заврайоно заявила, что да, ЗАПРЕЩЕНО сдавать отчеты, но вы же должны работать над собой, значит эти бумаги НАДО заполнять».
  • «Сегодня озвучили, что все учителя в обязательном порядке должны провести 3 сентября родительские собрания, где родители должны расписаться, что знают о внедрении школьной формы, а протоколы сдать 4 сентября. Им так приказало ГУНО. КабМин озвучил, что школьная форма в этом году остаётся прежней, а вот со следующего года новой и обязательной для всех. Но начальник ГУНО приказал, чтобы родители к 5 сентября все приобрели новую форму».
  • «А у нас сегодня на педсовете сказали: «Разрешено пользоваться поурочными планами в электронном варианте, но распечатанный план урока должен лежать на столе.» 
  • «Сегодня был у нас педсовет, и на педсовете наша директриса сказала, что это только проект. Приказу министра, по-моему, мы не подчиняемся».

Итак, закон хорош, уже подписан, и кое-где работает (говорят!). Но его тормозят чиновники низшего звена, которые не умеют работать по-новому: администраторы школ и районо. Печальнее, что учителя не умеют защищать свои права даже ради столь благого дела, как работа с детьми вместо бумажек. И действительно: куда обращаться с жалобой, не опасаясь репрессий со стороны низшего (но такого близкого) руководства?

Рецепт прямой связи высшего руководства с низшим прост. Еженедельная полуофициальная, но обязательная к прочтению информационная рассылка пресс-службы. Подробно, простым и неформальным языком разъяснять администраторам школ и районо о нововведениях, о приказах и инициативах. И строго предупреждать о недопустимости «своеобразного» толкования правительственных приказов. Изо дня в день объяснять, что именно написано в приказах – и понятно всем, кроме ленивых чиновников.

Хлопок, «добровольные» работы и макулатура с металлоломом

Всё просто: теперь этого нет. По крайней мере – в нашей рядовой столичной школе и у всех коллег из других учебных заведений, с которыми общаюсь я. Впрочем, руководство нашей школы и раньше отличалось адекватностью и хорошей поддержкой учителей. «Поборов» за хлопок не было последние года 2-3.

Основываясь на беседах в учительских группах в соцсетях, могу сделать вывод: с общественными добровольно-принудительными работами если и не покончено, то такие ситуации возникают по воле единичных руководителей-самодуров.

Другой позитив

  1. В августе-сентябре о директорах двух столичных школ промелькнули 2 знаковые новости. В первом случае руководитель попалась на взятке. О её коррупционных схемах в учительской среде давно ходили слухи. Во втором случае в должности была восстановлена (http://uzedu.uz/Xtv/IndexBatafsil/69?ID1=1320) несправедливо уволенная директор –  крепкий профессионал. Оба случая произошли по инициативе МНО.
  2. Министерство наконец-то признало, что у руля школ и образовательных организаций должны быть не столько профессиональные педагоги, сколько профессиональные руководители. Организованы даже специальные курсы для управленцев. Это весьма позитивная новость. Действительно, главврач в медицинских учреждениях – это менеджер, а не доктор. Так и в школах: директор – не педагог, а руководитель, администратор.
  3. Разработаны механизмы получения школами честно заработанной прибыли. Ещё лучше: до 10% дохода может официально распределяться руководством школ на премии и бонусы, в т.ч. самому себе. Этот явно антикоррупционный и стимулирующий механизм призван покончить со взятками, местничеством, «откатами» и другими позорными явлениями.
  4. Сайт МНО и ведомственные газеты «Учитель Узбекистана»/»Маърифат» стало наконец-то интересно читать! Доступны и профили руководства министерства в социальных сетях.
  5. Разрабатываются и уже начинают успешно внедрятся в практику процедуры назначения директоров школ. Вместо традиционного «таниш-билиш» и прочей коррупции происходит целенаправленный выбор резюме. Наиболее яркие претенденты проходят несколько туров HR-собеседований, выявления практических навыков кандидатов. Эти процессы происходят на высшем уровне министерства, без участия «посредников» в виде откровенно «старорежимных» районо и ГУНО.
  6. Наконец-то вопросы единой школьной формы отведены даже не на второй, а на пятый-десятый план. Где им самое место, если честно. Есть гораздо более актуальные и практичные вопросы, чем одежда. Впрочем, упомяну, что для девочек наконец-то были разрешены брюки в холодное время года.
  7. Пятидневная учебная неделя в начальной школе – огромное достижение (правда, над ним работала ещё предыдущая команда МНО). Судя по итогам первого месяца такой практики, продуктивность образования действительно возросла.

Список позитивных мелочей можно продолжать и дальше, но справедливо будет поговорить…

…и о проблемах

  1. Несвоевременная поставка учебников в школы. Министерство признало проблему (http://uzedu.uz/Xtv/IndexBatafsil/71?ID1=1296), рассказало о причинах её возникновения и предложило некоторые временные способы решения: публикация электронных версий учебников + весьма оперативно перераспределило избыток учебников из одних школ в другие, однако осадок остался. По информации официального сайта, к началу учебного года школы были обеспечены лишь 94% учебников (против 47% в прошлом году). Будем надеяться, что к будущему году проблемы с логистикой, полиграфией и планированием останутся в прошлом.
  2. Качество учебников – давняя тема. Понятно, что за 3-4 месяца эту проблему невозможно решить. Зато есть признание этой темы, и даже намечены пути решения. Тот случай, когда «поживём-увидим».
  3. До сих пор не решённая проблема с классными журналами. Их просто нет, и по неофициальной информации не будет до III четверти. «Временные» сентябрьские журналы сменились распечатанными образцами, подготовленными полукустарным способом самими учителями. За собственный счёт, кстати. В январе каждому классному руководителю предстоит перенести все оценки, фамилии и другие данные из «кустарных» журналов в будущие официальные. Процесс сугубо ручного переноса из сентябрьских журналов (1 месяц учёбы) занимает не менее 6-7 часов кропотливой и нудной работы: полноценный рабочий день. Перенос 4 месяцев потребует до 4-5 рабочих дней на каждый класс. А если у учителя два класса в руководстве?
  4. Пожелание министру и его команде: пожалуйста, доводите ваши приказы до сведения всех-всех чиновников на уровне районо и школьной администрации. Знаете, как смешно получается сейчас? Президент публикует указ о выходных днях. ГУНО ждёт соответствующего приказа министра. Районо ждёт приказа от ГУНО. И только когда рядовой директор получает соответствующее указание сверху, учителя могут претендовать на объявленные Президентом выходные дни. Без письменного распоряжения директора, указ Президента – совсем не указ. И так практически с любым законодательным актом высшего уровня. Чиновники низшего звена совсем не следят за новостями и указами, и вечно норовят переиначить их под свой лад, искажая понятные положения до полной противоположности. Может, бюрократы не соответствуют должностям и плохо понимают свои обязанности?

Заключение

Новая команда МНО действительно работает. Практические результаты ощутимы уже спустя 3 месяца их труда. Налажен диалог и обратная связь. Проблемы признаются и иногда решаются, планы очень интересны и перспективны. Сложности народного образования сдвинулись с мёртвой точки – и пошли вверх.

Перед новой командой стоит множество проблем. Но главное – есть воля и энергия решать эти задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *