Школьная пятидневка: кое-что идёт не так

Статья была опубликована на ФБ в 2018 году. Так приятно осознавать, что мои мысли, в целом, совпали с мыслями министров и законодателей!

6 учебных дней в неделю – штука непрогрессивная. Половина субботы у ребёнка занята, а если в этот день свободны родители – на выходных приходится уделять детям меньше времени. Когда в начале года Кабинет Министров объявил о внедрении пятидневки в начальных клаccах, эта новость стала огромной радостью.

В марте 2018 года на пятидневку перешли первоклассники. Разумный подход: у малышей всегда меньше занятий; убрать один день из расписания получилось безболезненно. Учителя получили тестовую площадку для «обкатки» пятидневного режима, который внедряется с сентября уже для всех классов началки – и проработали возможные неувязки с графиком.

Пятидневная учебная неделя – большое благо и очередной глоток прогресса. Но есть и потенциальные проблемы.

Суть вопроса в 27 учебных часах (26 учебных + классный час), предусмотренных и старой, и нынешней программой для 3-4 классов. Простая арифметика: 27 уроков делим на 5 учебных дней, получаем по 5,4 уроков в день. На практике это:

— 3 дня по 5 уроков

— 2 дня по 6 уроков.

Проблема в двух перегруженных днях по 6 уроков. По нормам СЭС, для 3-4 классов учебное расписание не должно состоять более чем из 5 уроков, и не чаще 2 раз в неделю. Нормы иногда превышались и раньше, но с сентября произойдёт ещё одно «уплотнение». Опытные педагоги знают, что для учеников 3-4 классов это явный перебор по возрастным возможностям.

Что делать?

  1. Всячески приветствовать «пятидневку».
  2. Убрать из расписания хотя бы 2 часа в неделю.

Добиться 25 учебных часов в течение 5 дней возможно при совмещении некоторых предметов. Кандидаты на совмещение, по моему мнению, труд и изобразительное искусство. Совместив их в единый предмет – «художественный труд», можно сэкономить 1 час. Насколько это оправдано? Занятия по труду в начальной школе сводятся к художественной работе (лепка, поделки). К возрасту 3-4 класса некоторые школьники уже не столь интересуются рисованием, как в раннем детстве. Базовые уроки рисования уже были в дошкольных учреждениях и в 1-2 классах.

Сокращение расписания возможно также за счёт уменьшения уроков этики и музыки. Сейчас эти предметы преподают по 1 часу в неделю. По моему мнению, их можно преподавать по 1 часу раз в 2 недели. Аргументы: темы уроков этики пересекаются с такими же темами предмета «Окружающий нас мир» (ОНМ). Происходит дублирование одних и тех же тем, притом одним и тем же учителем.

Что касается уроков музыки, то, признавая всю значимость этого вида искусства, вспомним о её повсеместном распространении. Доступная бытовая и мобильная техника, огромное количество музыкальных радиостанций и телеканалов позволяют чуть сократить музыкальную программу в школах. Утренники и внеклассные мероприятия никогда не обходятся без музыкального сопровождения, а главное – глубочайшего и практического вовлечения детей в этот процесс. Песни, танцы и музыка во время подготовки к мероприятиям преподаются легко и качественно.

Невероятно жаль сокращать любую школьную дисциплину. Предложенные меры, разумеется, спорны. Возможны иные варианты уменьшения учебной программы до желаемых 25 часов в неделю. Приветствуются комментарии учителей и вдумчивых родителей. Бесспорно одно: 27 часов за 5 учебных дней – откровенный перебор для детских возможностей.

Нельзя забывать, что в школах много детей-шестилеток. Год – огромный период жизни ребёнка с точки зрения психофизиологического развития. Обучать и воспитывать их нужно по-разному. 27 нынешних часов недопустимы даже для семилеток. Для шестилеток – тем более.

Главное – здоровье

Важными показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребенок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом подвержен частым простудам, имеет серьезные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно, как результат шести уроков в день — сильная утомляемость, а это стресс для ребенка. При этом здоровье может ухудшиться. Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *