Всего 20 лет назад нас было 25 миллионов. 10 лет назад – 28 миллионов. 33,5 – в 2019 году, а в мае-21 нас стало аж 34,5 млн. Наверное, это здорово. Только вот школ откровенно не хватает. Отсюда по 2 смены, уроки по 40 минут, по два класса у многих учителей, раздутость вплоть до 45+ учеников в классе и прочее.
Что делать?
а) Можно как страус зарыть голову в песок, расширяя смены, заставив партами все классы от стены до стены, перенеся все 10-11 классы в лицеи/колледжи – короче, привет девяностые и двухтысячные;
б) А можно строить новые, дать зелёный свет частным, радикально ремонтировать старые. Дорого, долго, тяжело и малозаметно, но другого выбора нет.
Это и правда малозаметно – строительство новых школ. В «дореформном» 2017 году по всей стране их было 9628, годом спустя – 9691, в 2019 – 9942. Чтобы было понятнее, это +6 в Ташкенте, или +18 в Хорезме, или +25 в Каракалпакстане. Остальные данные есть в занимательной таблице от МНО. До начала 2021 построят и введут в строй ещё 30 общеобразовательных + одну специализированную. Есть и немногочисленная, но работающая схема перепрофилирования бывших лицеев под обычные школы.
380 новых школ за 4 года – это маловато и малозаметно, но их хотя бы строят. Это работает. Замечу некоторое облегчение: уже года два в первые классы стараются принимать по 35-36 учеников, а не 40+, как было многие-многие годы. Да-да, если честно, то после проверок/инспекций количество иногда растёт до 37-39. Это так. Но опять-таки, хотя бы не 45 детей в классе.
Некоторое количество детей взяли на себя и многочисленные частники. Знаете, ведь те, которые могут позволить себе высокие траты на учёбу в частных школах, составляли основной контингент тех, кто правдами-неправдами и другими взятками пропихивали детей в давно уже переполненные общеобразовательные школы. Отток этих родителей в сторону частников – огромное облегчение для учителей и некоторое снижение переполненности классов.
Мой оптимизм (ура, наконец-то строят!) пересекается с моим пессимизмом (мало, надо больше!). Наверное, мечта о единственной учебной смене нереальна. Зато работать с 37 учениками в классе пусть не особо проще, но значительно эффективнее для самих детей, для их знаний. Может, когда-нибудь будут честные 30-35 человек? Вот это уже реалистичнее.
Две из 5-6 школ рядом с моим домом уже капитально отремонтировали, и это тоже здорово. Знакомые учителя оттуда говорят, что стало лучше, что ремонт был не зря: стало удобнее, родители хвалят, детям стало приятнее учиться, да и на вид эти разноцветки вместе с правильными спортивными полями, окнами и лестницами выглядят качественно, по-западному (в хорошем смысле!). Не просто красивые картинки, а… «сделано для людей».