В защиту науки

«Хотите, чтобы ваша жизнь была наполнена магией и волшебством?
Просто не изучайте физику в школе»
(с) Из этих ваших интернетов

«Из этого дерьма меня вытащит только наука»
— Марк Уотни, «Марсианин»

На днях объявили о введении нового школьного предмета – «SCIENCE». Споры разгорелись даже вокруг самого названия, а уж о целях и задачах иногда не имеют представления даже учителя.

Не вместО, а вместЕ

Для начала: предмет «наука» это ни в коем случае не замена химии + биологии + физики + географии в старших классах. Они никуда не денутся из школьного расписания. «Наука» запланирована для 1-6 классов, а эти предметы начинаются с 6-7 классов. Сокращений не будет, и это главное.

Предмет «наука» – не замена привычным ОНМ (1-2 классы) и природоведению (3-4). Природоведение рассказывает, как ни странно, лишь про природу. А «наука» – о науках (неожиданно, да?) и их месте в нашей жизни. Не просто о том, что Земля круглая и растения живые, а о том, как люди узнали это. О животных и о вай-фае, о машинах и дожде. О том, где как получать знания. Как их использовать. И, наверное, главное в просвещённом XXI веке – как не дать обмануть себя ложными знаниями. Наука призвана сражаться с мракобесием. Об этом позже.

Курс Science – начальный, «детский» курс школьных естественных наук, подобно тому, как арифметика – подготовительный курс алгебры с геометрией, а чтение – базисный предмет для литературы в старших классах. Кто изучал в вузах философию, знакомы с этой концепцией: познание мира, принципы реальности и познания, отношения человека и мира, наконец – «наука о науках». Можно сказать, что предмет «наука» для младших и средних классов – это фундамент для того, что взрослые называют философским, научным познанием.

Для нас, образованных взрослых, предмет «наука» тоже преподавали, но не в школе. Нашими учителями по науке были географ Жак Паганель, инженер Сайрус Смит, Робинзон Крузо, да хоть тот же Марк Уотни из «Марсианина». Другие наши преподаватели науки – капитан Кусто, Джеральд Даррелл и ведущие Александр «Галилео» Пушной, Николай Дроздов, Юрий Сенкевич.

Дисциплина science – это научпоп. Пропаганда науки, эффектные и интересные объяснения, простым языком о сложном – как у наших учителей из предыдущего абзаца.

Борьба с мракобесием

Итак, предмет «science» – это не просто о природе и о бытовых вещах. Важнее, что это ещё и об основах НАУЧНОГО метода; это рассказы о том, как именно люди ученые приходят к определенным выводам в областях естественнонаучного знания. В рамках этого предмета дети будут узнавать не просто о том, что Земля круглая, а ещё и про то, как люди, это поняли, и как это можно проверить.

Да-да, мы с вами знаем, что на самом деле Земля шарообразная, а если совсем уж честно – имеет форму геоида. Только мне уже приходилось сталкиваться с родительницей, на полном серьёзе недоумевающей, почему я не рассказываю детям о том, что Земля на самом деле плоская. К коллеге-физику приходил ругаться разъярённый папаша после того, как его сыну на уроке подробно рассказали про полёты на Луну…

Всевозможные секты плоскоземельщиков, антипрививочников и прочих альтернативщиков – это реальность теперь и в Ташкенте, к сожалению. Я серьёзно: сторонники бреда о том, что земля плоская, существуют и в XXI веке. И это в те же дни, когда запущенные 50 лет назад «Вояджеры» до сих пор передают свои данные уже за пределами Солнечной системы.

Если не объяснить, как учёные получают свои открытия и перепроверяют их, то подобных «сектантов» будет всё больше и больше. И если мирные психи-плоскоземельщики не особо-то и мешают, то гораздо неприятнее сталкиваться в реальной жизни с такими страшными, опасными людьми, как, например, отвергающие переливание крови, или принципиально не прививающие своих детей…

«А вот советское образование…»

Часто ругают современное образование и превозносят «классическое советское». Мол, «раньше вода была мокрее, а трава – зеленее». Это полуправда. Знания давали качественные, но проверять и добывать их не научили. Отсюда полстраны, заряжающие банки с водой около телевизора под пассы Кашпировского. Отсюда антинаучная вера во всякие торсионные поля, циркониевые браслеты и прочие гербалайфы. А помните, как в начале 90-х едва ли не каждые вечерние посиделки молодёжи в Ташкенте заканчивались высматриванием в небе «летающих тарелок»? А ведь это были те, кто получил «лучшее в мире» образование.

Советское образование и правда было хорошим и качественным. Но идеализировать его никак не следует. Даже люди «старой закалки», как принято говорить о поколении на 20-40 лет старше текущего, иной раз верили во всевозможные Бермудские треугольники. Не даст соврать Высоцкий с его «Канатчиковой дачей» 70-х годов, расцвета того самого образования:

Говорил, ломая руки,
Краснобай и баламут
Про бессилие науки
Перед тайною Бермуд.

Можно ещё и Булгакова вспомнить с его бессмертным «…28 ноября 1925 года земля налетит на небесную ось…».

Ещё ругают современную молодёжь. По-моему, со времён Древнего Рима принято ругать «новое поколение». Зря. Детки у нас вполне умные, я-то знаю, о чём говорю: у меня их по 80 человек каждый год. Что на самом деле плохо – отсутствие у них энтузиазма и тяги к учёбе, особенно внеклассной. И если «спецпредметы», необходимые для поступления в вузы, более-менее глубоко осваиваются учениками, то такие внешкольные знания и удовольствия, как мудрые и интереснейшие книги, познавательные телепередачи и по-настоящему качественные фильмы всё реже оказываются спутниками современных детей.

Преподаватели и предметы хорошие, что тогда, что сейчас. Советская школа была классной, но далеко не идеальной. Были откровенно бездарные учителя и тогда, и сейчас. Хватало и детей-хулиганов.

Что делать? Пропагандировать и всеми способами развивать у детей интерес к науке, к знаниям. Не читают книги – есть фильмы и классные мультики. Есть замечательные ролики и передачи. А смартфоны, компьютеры и даже компьютерные игры глупо считать чистым вредом – они-то нам и помогут, тем более, в этом новом креативном предмете, интересном даже для взрослых.

И о политике

Кое-кто политизирует это нововведение, дисциплину «наука». Мол, отход от «лучшего советского» к «клятому западному».

Ребята, наука – она вне политики, вне национальностей и религий. Законы физики и биологии работают одинаково во всём мире, и открывают их не немцы или китайцы, а люди мира. На одном языке и сквозь века беседуют между собой англичанин Исаак Ньютон и наш самаркандец Улугбек.

Нет в этом никакой политики. Есть здравый смысл и, собственно, наука. Искать в нововведениях следы западной пропаганды, китайской экспансии, или даже рептилоидной матрицы – это как раз-таки лженаучно и даже по-националистически. Не по-нашему, в общем.

Задача предмета «наука» – наглядно показать детям, что наука – это круто, потрясающе интересно и полезно. Цель – накрепко, навсегда внести в мозг, что лженаука – это чушь и вред, а наука — двигатель всего, начиная от компьютера, на котором вы сейчас читаете этот текст.

Дисциплина «наука» учит отличать правду от неправды. Истину от фейков. Теории и законы от выдумок. Вирусы от бактерий. И наконец, не лечить антибиотиками каждый чих. И собачьим жиром тоже не лечить, и имбирь вместе с мазью «Звёздочка» не работают. Простите, наболело! 🙂

Учителям

Новый предмет это:

  • потрясающе интересные уроки, где можно творить и выходить далеко за рамки скучной предписанной программы;
  • десятки удивлённых детских глаз;
  • миллионы уже практически готовых видеороликов, материалов, объяснений, которые нужно только чуток адаптировать;
  • возможность вместе с детьми погружаться в невероятный мир науки и открытий, помимо необходимых, но немного приевшихся сложений-вычитаний;
  • долгожданная прибавка оплачиваемых рабочих часов ;-).

Напоследок

Разумеется, данная статья написана по заказу Тайного Мирового Правительства, оплачена лично Соросом и описывает события, запрограммированные рептилоидами для окружающей нас Матрицы. Ведь всем интеллигентным людям известно, что нет никакого космоса, за исключением планеты Нибиру, и что Эйнштейн предательски заключил скорость света в кабаллистический квадрат, пользуясь политической поддержкой масонов.

***

И чуток физической магии. Это, и другое научное волшебство будут проходить наши с вами дети. Я им даже немного завидую! А вы?

Автор: Ангелина Низамова, ФБ-группа Препод.уз.

Комментарии 1

  • «Разумеется, данная статья написана по заказу Тайного Мирового Правительства, оплачена лично Соросом и описывает события, запрограммированные рептилоидами для окружающей нас Матрицы.»😄👍

Добавить комментарий для Рано Бахрамова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *