Выступление министра народного образования и высших руководителей СЭС перед учебным годом

Состоялось долгожданное выступление министра народного образования Шерзода Шерматова.

25 августа, перед началом учебного года, он ответил на самые принципиальные вопросы. Ему помогал заместитель директора Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия (это СЭС, а ранг чиновника – замминистра) Бахром Алматов. Формат выступления: брифинг.

Прочитаем новость вместе. Потому что об этом выступлении будут долго и много врать, подбирая наиболее провокационные заголовки и переиначивая слова. Текст статьи дополняется. Оригинал опубликован Газетой.уз. Сайт Препод.уз, как обычно, рекомендует использовать только первоисточники новостей, и плеваться в жёлтые заголовки не менее жёлтой прессы.

Итак…

«В кабинетах, отметил Бахром Алматов, необходимо создать условия для мытья рук и проветривания помещений, установить дозаторы для антисептических средств и создать их резерв. Кроме того, школам нужно будет подписать годовой контракт с дезинфекционными станциями о проведении обработки помещений».

Разумеется, замдиректора СЭС не имеет полномочий приказывать школам, что делать. Однако к его рекомендациям необходимо прислушиваться, и ждать приказа нашего министра. Дозаторы антисептиков и мытьё рук – здорово. Источник финансирования также определён, об этом ниже. Пока всё хорошо, кроме одного момента: про «годовой контракт с дезинфекционными станциями».

Лично я не доверяю дезинфекционным станциям СЭС, зная их лично, как коррупционеров и лентяев – речь о тех проверяльщиках, которые приходили в нашу школу. Почему именно с дезинфекционными станциями, а тем более – на год? Есть и частные поставщики дезинфекции.

«Бахром Алматов также подчеркнул, что нужно провести подготовительную работу с учителями и разъяснить им пути распространения коронавируса и меры его предотвращения».

Хорошо. Работайте, разъясняйте. Правильно.

«Кроме того, в рамках санитарных требований учащиеся должны носить маску не более трех часов, регулярно их менять. Агентство санэпидблагополучия рекомендует организовать обучение в 2−3 смены, проводить дезинфекцию помещений и коридоров перед началом занятий».

В загруженных школах Ташкента и областных центров учатся и так в 2-3 смены и с переполненными классами. Но те учителя, которые работают именно с такой перегрузкой, пусть не спешат смеяться: речь не о них. Таких перегруженных школ – пусть 2-4 тысячи из 8-9 тысяч по всей республике. Введение дополнительных смен в других, не перегруженных школах (кишлаки, райцентры, малопопулярные школы) – правильный и логичный шаг, который касается большинства учебных заведений страны. Даже если нам из Ташкента кажется, что все-все школы республики перегружены – это не так.

«Мы рекомендуем максимально сократить продолжительность занятия — [с 45] до 30 минут. А также предлагаем определить время занятий с 8:00 до 15:30, разработать [соответствующее] расписание уроков», — сказал Бахром Алматов».

Хорошая рекомендация, без возражений. Напомню, что рекомендация чиновника чужого ведомства не является приказом. Поэтому следует всячески приветствовать это предложение (до 30 минут на урок) для большинства классов. В то же время, в отдалённых районах и в не слишком загруженных школах, где теперь будут учиться не в 1, а в 2-3 смены, было бы странно вводить 30-минутные уроки: там вполне допустимо работать и по 40-45 классических минут.

«Кроме того, рекомендуется внедрить кабинетный режим обучения, чтобы учащиеся не во время перерыва не переходили из одного кабинета в другой».

Браво. Спасибо! Я очень просила о таком в предыдущей статье про учёбу в период пандемии.

«Конечно же, это дети. Их много. Кроме того, после долгого карантина и летних каникул дети могли заскучать, возможны проблемы с контролем этого процесса, но мы должны с ними работать, доносить им информацию, правильно воспитать. В этом процессе мы призываем родителей оказать помощь», — указал замдиректора агентства».

Всё правильно.

Бахром Алматов также рассказал, какие запреты могут ввести в школах во время пандемии коронавируса.
«Запрещается проводить собрания, концерты, соревнования и общественные мероприятия. Во время пандемии столовые и буфеты работать не будут. Кроме того, мы должны предотвратить, особенно в сельской местности, случаи продажи пищевых продуктов, приготовленные населением или предпринимателями», — сказал он».

Отлично. Напомню завучам, директорам, заведующим районо и прочим руководителям: в мире пандемия. Родительское собрание или педсовет в этот период – это не «государственная необходимость», а акт терроризма. Просто НЕЛЬЗЯ. Главный специалист СЭС говорит именно об этом. НЕЛЬЗЯ.
Мне очень жаль предпринимателей из столовых и буфетов. Но сейчас это разумное, верное решение. Буфеты и столовые – места массовых скоплений многих сотен учеников.

«Заместитель директора Агентства санэпидблагополучия сообщил, что согласно требованиям, если в одном классе коронавирус одновременно выявят более чем у трех учеников, он будет закрыт на карантин и переведен с традиционной формы обучения в онлайн».

А вот здесь полномочия уважаемого заместителя директора действительно заканчиваются. Идея разумная, впрочем. Но пока это не оформлено в виде постановления КабМина или приказа нашего родного министерства – это лишь слова. Повторюсь, идея разумная. К счастью, дети редко заболевают «короной».

***

Выступление Шерзода Шерматова

Министр народного образования Шерзод Шерматов заявил, что «установки» по выбору одного сценария обучения в школах нет.

Хорошо. Для школ на 3000 учеников + 2-3 смены одни правила, для школ на 100 учеников и 1 смену – другие правила.

«»В течение двух дней мы хотим узнать объективное мнение родителей. У нас нет установки, чтобы обучение было либо в традиционном формате или онлайн, либо в гибридной форме. Каждый родитель сам принимает решение, исходя из своих условий. Тогда у нас будет объективная картина в конкретной школе, районе или области», — заявил глава МНО»

Важнейшие слова.
1. «В течение двух дней» – значит, нам-классрукам придётся отрабатывать опросники-анкеты среди родителей. Боюсь, это действительно дело государственной важности, и делать его нужно срочно. Скажу за себя: к 22:00 по ташкентскому времени я получила 24 анкет из одного своего класса и 7 анкет из другого. Сегодня и завтра я продолжаю эту важнейшую работу. Никаких «родительских собраний», о которых требует администрация школы. Пандемия на дворе, если кто не в курсе. Всё только онлайн. А собрать эти сведения – моя задача. Работаем, учителя. Это наш долг.
2. «Каждый родитель сам принимает решение, исходя из своих условий».

Отличная, идеально выверенная фраза. В ближайшие недели кому-то страшно отпускать своих детей в школы, и я их понимаю. Для них будет работать онлайн-формат в той или иной степени. Другие родители давно хотят, чтобы образование заработало в классической школьной схеме – я понимаю и этих родителей, они тоже правы.
Так вот. Сейчас, осенью 2020 года, каждый решает сам. Отправляете детей в школу – отлично. Не отправляете – что ж, это ваш выбор, и в ближайшие месяцы это допустимо. «Исходя из своих условий, каждый родитель сам принимает решение», — так сказал министр.
Перевожу: обучение обязательно, родители ответственны за обучение своих детей. Более того – родители несут административную и уголовную ответственность за обучение своих детей. Школы создают для этого условия. Но… если всё-таки вы сильно боитесь, то в ближайший период… Нет, я не имею никакого права сказать «не отправляйте своих детей в школу», поэтому я так не говорю. Тем более, этого права не имеет министр. Он произнёс очень дипломатичную, красивую и верную фразу.
Но запомните: в любом формате, дети ДОЛЖНЫ учиться. Онлайн или оффлайн, в школе или вне её. Ребёнок_ДОЛЖЕН_учиться!

«По его словам, родители, выбравшие определенную форму обучения, в дальнейшем могут изменить свой выбор.

«То, что родитель заполняет опросник и пишет, что завтра отправит ребенка в школу или выбирает онлайн-обучение, не означает, что завтра у них не будет возможности выбрать другой вариант. Это делается только для того, чтобы узнать мнение», — указал министр».

Да. Это не референдум, это не заявления. Это лишь социологический, но очень важный опрос родителей. Речь всего лишь обо мнениях.

Глава МНО также заявил, что некоторые хокимияты установили дезинфекционные тоннели рядом со школами, однако затем они были убраны.

«Рядом со школами не должно быть никаких COVID-тоннелей. Прошу у хокимиятов и директоров школ не тратиться на это, поскольку опрыскивание антисептическим или хлорсодержащим средством может быть вредным для ребенка», — указал он.

Спорное для многих решение. Дело не в деньгах: такие штуки действительно устанавливает хокимият, и они знакомы нам по всем супермаркетам, станциям метро и учреждениям. Вопрос в их эффективности и… вредности.
Хлоросодержащая жидкость (гипохлорит натрия 0,05 и 0,1%) качественно дезинфицирует руки, если промывать руки. В то же время, этот же препарат в форме аэрозоля толком не дезинфицирует ничего. И совсем не полезен для лёгких.
Вспомните, как мы моем руки мылом (или гипохлоритом натрия): тщательно, всю поверхность ладоней и пальцев, несколько секунд. Сравните этот процесс с лёгким попаданием аэрозоля всего-то на небольшую часть поверхности тела. Эффективно, как считаете? Министр тоже считает, что неэффективно. По-моему, это правильно.

***
Напомню: новость дополняется, разбор слов продолжается. Отличное и своевременное выступление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *