Институт имени Авлони

Пару месяцев назад я прошла ежегодные курсы повышения квалификации, по итогам нарисовала небольшой отчёт, который почему-то понравился сотрудникам Института повышения квалификации им. Авлони. Мне звонили оттуда, договаривались про интервью, но что-то не сложилось, а кой-какие мысли у меня остались в набросках. Вот, решила их выложить.

То, что всем известно, как «Институт Авлони» на самом деле называется «Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони». Громоздкое название, но главное в нём – НИИ: научно-исследовательский институт, серьёзная академическая организация.

Учить детей – круто. Учить учителей – по определению ещё круче. А в Институте Авлони учат не просто учителей, но и тех, кто будет учить учителей, то есть зачётно втройне!

Сначала поругаем.

1. Институт создан почти 100 лет назад – в 1934 году. Далеко не каждый подобный институт в Европе может похвастаться столетней историей, а наш ташкентский им. Авлони – может! Это огромный бренд, но сам институт как будто стесняется своей же истории. Почти 20 лет он носил имя великого русского педагога и теоретика педагогики – Константина Дмитриевича Ушинского. Так-то это указано на сайте института Авлони, но ужасным гуглопереводом:

Так нельзя… Несолидно для самого серьёзного педагогического заведения Узбекистана. Ушинский не мог продолжать свою деятельность в 1964 году, потому что он умер ещё в 1871 году.

2. Нынешнее название института – Авлони. Опять же, как будто институт стесняется имени этого человека, одного из основателей не просто института, а вообще узбекской педагогики. Один из лидеров джадизма ещё в XIX веке. В советское время – посол всего Советского Союза в Афганистане, профессор, издатель, драматург. Ещё побывал министром образования Афганистана, будучи при этом гражданином СССР. Он видел всё: и Российскую империю, и наши ханства-эмираты, и коммунистов, и начало репрессий. Кстати, Абдулла Авлони настолько велик, что эти репрессии его каким-то невероятным образом обошли.

Не смейте стесняться самого великого педагога Узбекистана!!! В 2020 году его посмертно наградил сам Шавкат Мирзиёев, орденом «За великие заслуги». Это признание высшего уровня, а где на вашем сайте хотя бы биография этого человека?! Да по его жизни можно романы писать, детективы и вообще бестселлеры!

3. Формально институт подчиняется Министерству Народного образования. По факту это почти независимая организация, к которой прислушивается сам министр (и нынешний, и предыдущий). Министерство – это управленцы, администраторы, которые ОЧЕНЬ нуждаются в специалистах по педагогике, по теории и практике преподавания. Высшее руководство буквально требует информации, квалификации, советов и т.п.  – я сама на равных спорила и общалась с двумя замминистрами. В кои-то веки руководство готово слушать и нуждается в профессионалах. Не бойтесь давать им инструкции и советы. Вообще ничего не бойтесь, потому что именно вы в Авлони делаете стратегическое развитие Узбекистана на десятилетия вперёд. Будьте свободным и открытыми. Тем более, что вы, кажется, преодолели коррупцию.

4. Вот, про коррупцию! Если честно, где-то до 2016-2017 года вся система подготовки и переподготовки учителей была насквозь коррупционной. Не только институт Авлони, но многочисленные ГИУУ и т.п. Всё делалось для формальности. «Курсовые» не были никому нужны, но покупались и продавались. Учителя, бывало, платили за пропуски занятий, за более высокую категорию (хотя тогда категория и не была особо нужна: отрывы по зарплатам были минимальными).

Общежитие, по слухам, было гадюшником. Сейчас, говорят, стало почти гостиницей – скромной, но очень чистой, с душем, нормальными туалетами, нормальным хозяйством. Молодцы, можете же!

А преподавали в вашей системе… вот честно – лучше бы вообще не преподавали. Для галочки, чисто формально. Прогрессивные и честные преподаватели не пользовались авторитетом. «Авторитетными» были древние тётечки и дядечки, которые умели только диктовать никому не нужные лекции под конспекты.

Сейчас я могу похвалить большинство ваших преподов. Вне зависимости от возраста, многие из них стараются дать что-то новое, практическое. Не только компьютерные дела, но ещё и кое-что из психологии, кое-что из педагогических технологий. Наконец-то к вам пришёл прогресс!

5. Вы только не останавливайтесь!

Знаете, что нужно учителям? Новые знания!

Теорию мы сами более-менее изучали, книжки читали. Повседневная практика педагогики – вот знаете, практикующий школьный учитель вас сам многому может научить. Не это нужно.

Нужно:

  • Компьютерные и вообще IT-дела. Похвалю: это у вас есть. Нужно ещё больше. Необычные сервисы, программки… целый курс можно посвятить ускоренной работе с «Кундаликом», для продвинутых.
  • Законы. В нашей сфере они меняются постоянно теперь, и в основном в лучшую сторону. Почему их не преподают ОТ и ДО? Почему сравнения старых законов с новыми публикую я – рядовая училка? Почему этого нет у вас? Это более чем актуальная тема. Нам-учителям наконец-то дают вменяемую зарплату и более-менее защищающее нас законодательство. Но мы боимся их изучать, боимся применять, боимся защищаться от начальства, от родителей, от районо, от всяких непрофильных чиновников из прокуратуры или СЭС. Научите нас этому: не бояться!
  • Психология и… психиатрия. 1-2% детей имеет проблемы с психикой. Аутизм, агрессия, прочее. Что делать в этих случаях? Современная наука говорит об инклюзивности, о помощниках преподавателя – тьюторах… Дайте нам научное, законодательное и практическое обоснование: что делать, если в классе ребёнок с аутизмом? Как разговаривать с родителями, чтобы они тебя не засудили? Какие есть методики этой инклюзивности (только на практике, в Узбекистане, а не теоретические). А если их нет, то что нужно для этого сделать?
  • Кстати, очень не хватает тренингов и «ролевых игр» в группах. Например, можно в игровой форме проработать самые частые конфликты в школах: «агрессивный родитель против педагога», «авторитарный директор против педагога», «коррупционер против педагога», «заврайоно против учителя». Поверьте, это очень-очень-очень нужно. Такие знания нарабатываются шишками, синяками (бывает, настоящими), и десятилетиями опыта. А тренинги в игровой форме, мини-спектакли от профессионалов в профильном институте невероятно помогут нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *