Олимпиада школьного уровня: пофиг на здравый смысл?

На днях олимпиаду у нас «провели», внутришкольного уровня. Почему в кавычках – потому что провели её как-то очень по-своему, бардак-стайл, без оглядки на инструкции или на здравый смысл. Например, запретив даже младшеклассникам бутылочки с водой на партах: «Это вам не кафе!». Ну да, это не кафе, это цирк какой-то.

Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний. Мероприятие, способствующее развитию талантов, а ещё – нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Категорически необычные условия, усложнённое содержание заданий, строгая ограниченность по времени выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт кое-какие трудности, которые должны понимать организаторы олимпиад.

Что, где, когда?

А началось всё с классического ташкентского «срочно-срочно, вот прям щас». Сообщили, что в школе пройдёт малая олимпиада для 2-4х классов по русскому, математике и чистописанию. Ответственные учителя отправили заявку, как и просили, в течение суток. Другие учителя возились с этим ещё дней 5 без каких-либо ограничений. Это как-то неправильно.

Следующее требование к заявке: участников должно быть только 2 от класса на каждый предмет. Председателю методобъединения были заданы конкретные (в общем-то, логичные для началки) вопросы, в частности:

  • Можно ли допустить к олимпиаде большее количество учеников, не ограничиваться двумя?
  • Можно ли, чтобы одни и те же дети приняли участие не в одном, а в двух или трёх предметах?

Был получен категорический ответ: нельзя!

Ну ок.

А в реальности, на самой олимпиаде оказалось, что некоторым классам по какой-то причине было разрешено отправить на один предмет по 5-6 учеников, да и участие одних и тех же учеников на двух предметных олимпиадах не запрещалось. Так почему же классы оказались в неравных условиях? Ведь одни направили только двух, как и требовалось, а другие – аж по пять.

Ни о дате, ни о времени, ни о конкретных кабинетах проведения не сообщалось вплоть до кануна самой олимпиады. К какому формату (тесты, творчество, диктант) готовить учеников – никто ничего не знает. С правилами оформления работ никто из учителей и учеников ознакомлен не был. В результате детям были предложены тесты и отдельно к ним листок ответов, на котором учащийся начальной школы должен был закрасить кружок с правильным ответом. Ученики, в целом, были не знакомы с таким оформлением, и есть уверенность, что при переносе ответов в итоговый листок многие сделали ошибки.

Их можно было легко избежать, проведя тренинг с детьми. Напомню, это не старшая школа, это малыши. А в Положении об организации, проведении предметных олимпиад среди учащихся общеобразовательных учреждений №562 от 09.09.2021г. чётко всё прописано:

10. Задачами оргкомитета являются определение и утверждение:

  • места проведения Олимпиады;
  • состава жюри, членов апелляционной комиссии, наблюдателей;
  • формирование списка лидеров;

11. В школах обязанности оргкомитета накладываются на педагогический совет.

Там, в этом законе, кстати, очень много ответов на простейшие организаторские вопросы. Странно, что организаторы не обращают внимания на этот основополагающий документ.

Задания

Преподавателями старшей школы дали задание составить тесты для учеников начальной школы, состоящие из 15 вопросов.

Во-первых, почему этим занимались учителя старшей школы, а не начальной? Понимаю, что это профилактика во имя честности и беспристрастности, но неужели «старшаки» знакомы с методикой преподавания предметов в начальной школе, знают пройденные в данных классах темы? Не-а. Они, к сожалению, даже не просмотрели учебники, по которым занимаются дети.

А оценивание работ участников? Понятно, что проверить тесты – наука нехитрая, но как быть с чистописанием? Для преподавателя старшей школы совершенно нереально профессиональным образом оценить чистописание 4 класса. Коллеги из старшей школы не знают, и не обязаны знать, откуда и как ребёнок должен начинать писать прописные буквы, что соединений у буквы О, например, несколько, что пробел между словами имеет строго определённую величину, а иной интервал считается ошибочным.

Рецепт ведь простой и много-многолетний: учителя 2х классов составляют задание для третьих классов, а учителя 3х – для вторых. Этот подход обеспечит и компетентность, и исключит нечестность.

И это… тесты. Для всех классов в нашем конкретном случае были предложены тесты по 15 вопросов.

Тесты, ребята! Это же олимпиада, а не мониторинг. А где творчество, где самостоятельная работа? Тесты ответят про усвоение программы, но не способны выявить таланты и одарённых учеников.

Для примера, правильное олимпиадное задание для 2-х классов по русском языку:

1. Диктант. У лесника.

Мой дед – лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я умываюсь речной водой. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.

Выдели корень в однокоренных словах.

2. Запиши столбики слов. Найди в каждом “лишние” слова. Подчеркни их. Объясни, почему они “лишние”.

воробьи крыльцо

пьет вьет

Ольга деньги

ручьи большой

Илья пеньки

3. Поставьте ударение в словах: библиотека, документ, ворота, звонит, столяр, добыча.

4. Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.

О комиссии по проведению малой олимпиады

Время шло, неделя приближалась к логическому завершению, но учителя так и не получили внятного ответа, где, когда и во сколько будет проходить малая олимпиада. В результате чего, на многочисленные вопросы родителей, мы попросили привести детей в свои классы.

Пятница, 17:00: отправляется сообщение учителям, которые уже покинули здание школы, что малая олимпиада будет проходить на третьем этаже. Не согласовав с учителями, работающими в этих кабинетах, не предупредив уборщиц о подготовке кабинетов к утру субботы, не проверив наличие ключей от этих кабинетов или присутствия соответствующих учителей…

Утро субботы. Завучи и учителя бегают как угорелые, так как не могут найти ключей от кабинетов на 3 этаже. Мало того, в одном из кабинетов проходят занятия Почемучки. И родители шестилеток с шумом поведут по коридору своих отпрысков, что, однозначно, мешает проведению олимпиадных испытаний. Срочно решается вопрос, который должен был решить председатель МО уже давно: а куда, собственно, рассадить олимпиадников. Учителя 2 и 4 этажа в срочном порядке подметают и моют свои кабинеты. Само по себе это не так тяжко, если убраться не спеша, с вечера, а не в угаре и во время самого мероприятия.

Участники комиссии, назначенной администрацией, должны были за неделю быть предупреждены, что они являются её членами. И приказ соответствующий, должен быть. Есть же приказ, да? Однако утром, в день проведения олимпиады, а именно в 8:45 (при старте в 09:00) один преподаватель из состава комиссии кричал другому, чтобы та не уходила домой раньше, ведь та в составе данной комиссии. У преподавателя от удивления чуть глаза из орбит не повылазили

О наблюдателях

Опираясь на инструкцию по проведению олимпиад № 562  http://idum.uz/ru/archives/11971, упомянутую выше, никак нельзя найти там, что наблюдателями могут выступать ученики одиннадцатых классов.

Это был мой первый опыт за всю мою 30+ практику работы в школе, когда наблюдателями выступали ученики. Мало того, что они пришли на олимпиаду в рабочей форме, так ещё чуть не лежали на партах, постоянно переговаривались, смеялись, не давая детям сосредоточиться на задании.

Странно всё это, ведь учеников начальной школы предупредили о строгой школьной форме и опозданиях. Кстати, об опозданиях, большинство учеников начальной школы в школу привозят родители. Если они и опоздали, то уж точно не по своей вине. В результате, одни из опоздавших детей ребёнок был запуган резким выговором завуча, получил стресс перед началом первых для него подобного рода испытаний, а всё потому, что опоздал на 4 (!) минуты. Ученика не допускали к участию на олимпиаду, пока классный руководитель не пожаловалась директору. И даже это не смогло умилостивить злобную тётку. Ребёнка в конце концов допустили, но не засчитали его работу.

Я прямо спрошу эту коллегу – ты вот совсем на всю голову больная? Это третьеклассник, родителей рядом нет (кстати, как повышала бы голос при них?). Так нельзя с детьми, даже со старшеклассниками.

Формально, опоздание есть опоздание, а регламент есть регламент. Ну да, привезли ребёнка на 4 минуты позже. Но так не делается: много лет наши учителя привлекаются в качестве наблюдателей на экзамены старшей школы. Дети опаздывают и на 10 минут, и на 40. Что-то я не помню случая, чтобы кого-то отстранили от экзамена. Так принято, в конце концов.

***

Непрофессионально всё это, если вкратце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *