Ох уж этот «всеобуч»

Коллеги, заставляют ли вас обходить микроучасток школы? Работаю в школе уже много лет, и каждые полгода приходится принимать участие в редкостном до идиотизма мероприятии – «всеобуч», или «микроучастки». Кто не в курсе — под лозунгом «охватить образованием всех и каждого» учителей заставляют ходить по домам и квартирам с абсолютно волшебным вопросом: «А у вас проживают дети до 18 лет?» При этом у учителя нет никаких документов, подтверждающих правомерность действий, и, хотя бы принадлежность к школе/районо. Далеко не каждый родитель готов поделиться информацией о своих родных чадах просто непонятно с кем – кстати, это здорово. Можно представить, что слышат учителя из большинства квартир в свой адрес, и где дети есть, и где их нет. Особенно это всё становится интересным, если сказать, что учитель это делает в нерабочее время и бесплатно.

Как долго это будет продолжаться, когда столько организаций постоянно собирают эту информацию? И махаллинские комитеты, и участковые, и хокимияты.

Хочу вас познакомить с несколькими высказываниями педагогов на эту тему:

1. У меня две смены, ходить особо некогда, поэтому я плачу уборщице из собственного кармана, чтобы она прошла за меня «мой» дом.

2. Насколько мне известно, это не входит в должностные обязанности учителя. Если учитель соглашается взять на себя эту работу, она должна быть оплачена.

3. В прошлом году отказывались с коллегами от микроучастка с боем. Ссылались на пандемию, не помогло.

4. А я уже пятый день бегаю по городу, даже в планы заглянуть лишний раз не могу. Обязали обойти дом в 63 квартиры, проверить и записать всех жильцов, детей. А теперь ещё хожу по школам, подтверждаю каждого ребёнка. Ноги от беготни не держат.

Над кем же еще поиздеваться чиновникам? Только над учителями. Это же прямая обязанность махаллинских комитетов. А школа должна брать у них списки.

5. Вспоминаю с содроганием сию процедуру. Тёмные подъезды, пьяные и агрессивные обитатели некоторых квартир… Ходила под охраной мужа, который прятался на лестничной площадке, пока я проводила перепись.

6. Действительно ПРОБЛЕМА!!!!! Тоже работаю в школе и каждый год на микроучастки выхожу как на каторгу! Надо уже как-то саботировать это мероприятие всем учителям всех школ! Как-то отстаивать свои права! Что там наши профсоюзы, например, думают по этому поводу

7. Очень хорошо помню, как моя мама, будучи учителем, вечерами ездила по городу за этими сведениями, в темное время суток, в незнакомые районы. Где пошлют куда подальше, где вообще не открывают…

Результат сего действа — риск для жизни, трата нервных клеток, потеря личного свободного времени и никакой доплаты!

Когда уже будут уважать труд наших учителей и считаться с их мнением?

8. Всё это отголоски советского прошлого, когда перепись населения была явлением нечастым и не было вариантов уточнения количества детей школьного возраста, кроме как поквартирный обход микроучастков.

9. Даа вспомнилось, мне тоже приходилось носиться с всеобучем. Именно он стал ключевым фактором при смене профессии. А еще заставляют молодых учителей проходить свой и соседний участок, ну никакой личной жизни, да и достанут же тебя на совещаниях, если в срок не привезешь справки. Да и многие родители неправильно дают информацию где учиться их ребенок, не хотят светиться

11. Родители, думается, имеют полное право не давать информацию о своих детях! Кто пришел? Почему спрашивают? Ведь у учителей никаких соответствующих документов нет. Помнится, была история, когда учительница так пришла в квартиру, а родители решили, что это аферистка (или что-то в этом роде), запустили ее, дверь закрыли и вызвали милицию.

12. Какая животрепещущая тема!!! Интересно, а куда повыше можно было бы адресовать этот вопрос? В своё время ушла из гос. школы именно из-за этого мероприятия.

***

Справки

А потом начинается второй акт «марлезонского балета». Если дети, о которых учитель получил сведения во время обхода, учатся не в той школе, возле которой живут, то учитель должен объехать или обойти все заявленные учебные заведения, чтобы взять справки о том, что указанные дети действительно учатся в указанных школах. Теперь учитель в рабочее время опять абсолютно бесплатно, выполняет не свойственные ему функции! Как будто нет интернета и других современных технологий для обмена информацией!

Обращаю ваше внимание сразу на несколько фактов, которые говорят за отмену обходов. Во-первых, в других странах этой практики нет.

Во-вторых, на подобную работу должен быть сформирован заказ от МНО, выделены деньги, а в идеале переписчиков должны сопровождать сотрудники милиции. На деле этого, конечно же, нет.

В-третьих, процедура обхода стала небезопасной для жизни и здоровья педагогов. Наконец, преподавателей фактически вынуждают идти на нарушение закона «О персональных данных».

Я уверена, что заниматься сбором статистической и персональной информации — это не работа учителя. Если у МНО нет денег, чтобы организовать эту работу на базе каких-то других структур, то это не наша проблема. Мы должны учить детей, а не ходить по домам.

Заставлять учителей обходить дома — это значит сознательно ставить их в унизительное положение.

***

Ходют тут всякие!..

Уверена, учителя могли бы рассказать не один десяток, а то и сотни, историй, когда их оскорбляли, унижали, преследовали, а порой и руку на них поднимали жители домов. Одна подруга из другой школы рассказала, что давно не ходит по своим подъездам в одиночку, объединяется с коллегой и таким образом вместе они обходят два участка. Однажды она позвонила в квартиру, где хозяйка — юрист по образованию — пыталась задержать ее и вызвать милицию. В другой раз она постучалась к старушке, которая ответила ей таким отборным матом, что женщине просто стало плохо. А уж ситуаций, когда дверь просто не открывают, посылая при этом очень далеко, не сосчитать.

Были случаи, когда учительниц пытались затащить в квартиру пьяные мужчины, как-то раз неадекватный хозяин столкнул хрупкую гостью с лестницы. А кодированные двери? Когда учитель ждёт по часу, когда кто-то выйдет или зайдёт, чтобы ему попасть в подъезд?

Истории, когда нам, учителям, люди угрожали милицией, всего несколько лет назад были единичными. Сейчас же горожане становятся юридически грамотными, а вместе с тем и более агрессивными – и я их понимаю. Совершенно не стала делиться хоть какими-то данными с человеком, который не может предоставить документы. А ведь степень этой агрессии растет из года в год и сегодня обходить квартиры, если честно, очень страшно. И вообще, мне непонятно, почему я должна проходить через такие унижения? В принципе, людей, которые не хотят открывать дверь незнакомым людям и диктовать им личные данные своих детей, свои телефоны, можно понять — у нас ведь нет никаких удостоверений. Но почему из-за этого должны страдать учителя?

***

Заключение

А вот администрация, кажется, особой проблемы в сложившейся ситуации не видит, может потому, что сами ни разу не пробовали обойти дом?

Так можно ли привлечь учителя к переписи детей, проживающих в микрорайоне? Да, но за дополнительную плату и с их согласия, либо в рамках гражданско-правового договора, либо путем совмещения обхода с участием участкового.  Включать эту работу в должностные обязанности учителя неправильно. Этот вид деятельности не относится ни к нормируемой части педагогической работы, ни к ненормируемой.

Переписывать будущих первашей школа не обязана. Министерство образования может организовать этот процесс силами других организаций, если хочет получить информацию. Создали же «Единое окно» по приёму первоклассников.  А привлекать учителей к этой работе можно только с их согласия и за дополнительную оплату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *